Как банковская тайна работает против клиента

Картинка анонса: 
банковские карточки

Infobank продолжает освещать тему мошенничества по пластиковым картам. Сегодня мы поговорим о том, как банки, со своей стороны, реагируют на заявления держателей карт о пропавших деньгах, каким образом проверяются жалобы клиентов.

В каком порядке возмещается нанесенный материальный ущерб, и что нужно знать владельцу карты перед тем, как обратиться в банк с заявлением о пропаже средств?

Ответы на эти вопросы нам даёт Игорь Сергеевич Макеев, начальник отдела сопровождения банковских пластиковых карт Банка ВТБ (Беларусь):

- При обращении в банк по вопросу хищения средств с пластиковой карты клиент должен написать заявление, в котором подробно излагается вся информации о произошедшем инциденте (предполагаемая сумма пропавших средств, примерное время, когда была обнаружена пропажа, и другие известные клиенту обстоятельства).

После подачи заявления банк проверяет, проходила ли подобная транзакция по карт-счету и определяет место её проведения. Если сомнительная транзакция действительно имела место, то банк на основании заявления клиента и в соответствии с правилами платежных систем (эти правила разработаны платежными системами для банков) инициирует проведение разбирательства. Суть разбирательства сводится к тому, что банк, выпустивший карточку, информирует банк-эквайер (банк-собственник устройства, в котором была совершена операция, от которой отказывается клиент) о сомнительной операции и требует возмещения денежных средств.

-Банк-эквайер, со своей стороны, может доказать, что операция была проведена в соответствии с правилами без каких-либо нарушений и предоставить подтверждающие это документы или информацию. В противном случае этот банк-эквайер берет на себя ответственность за совершенную операцию. В подавляющем большинстве случаев, когда операция была совершена с вводом ПИН-кода, банку-эквайеру удается доказать свою «невиновность», - отмечает И.Макеев.

На самом деле, достаточно сложно сразу определить, каким образом деньги пропали с карточки – был это скимминг, либо сам клиент просто забыл о совершенной операции. Есть несколько косвенных признаков, позволяющих банку распознать в причинах пропажи денег скимминг.

Например, в банк поступило несколько заявлений от пострадавших клиентов, у которых деньги пропали в одном и том же банкомате, либо, к примеру, операция по одной и той же карточке была проведена в России, а через полчаса – в Литве.

Самостоятельно банки по заявлению клиента в правоохранительные органы не обращаются, поскольку существует понятие «банковской тайны», поэтому рекомендуют пострадавшему клиенту обратиться в милицию, чтобы параллельно с банком расследование вели и правоохранительные органы, которые могут, к примеру, запросить видео, на котором видно, кем проводилась операция, либо попытаться послать запрос в правоохранительные органы другого государства в случае, если транзакция прошла заграницей.

Нередко случается, что пострадавшему клиенту не удается доказать свою непричастность к сомнительной операции – при её осуществлении были соблюдены все правила и требования платежных систем и имеются необходимые подтверждающие документы. В таком случае есть несколько вариантов возмещения материального ущерба – бывает, что банки возлагают ответственность на клиента, некоторые частично возлагают ответственность на себя, а некоторые предлагают клиентам страховку на такие случаи. Тут всё зависит от конкретного банка и от конкретной ситуации.

-На самом деле, частенько жалобы клиентов о пропаже денег со счета связаны не с мошенничеством, а с забывчивостью наших соотечественников. И часто во время выяснения обстоятельств происшествия люди сами вспоминают, когда и для чего сняли деньги с карты. Иногда случается, что карточкой без ведома владельца воспользовался кто-то из родственников пострадавшего (например, его дети), - рассказывает Игорь Сергеевич.

Поэтому перед тем, как отправляться в банк с заявлением о хищении денег с карты, стоит постараться вспомнить, не могли ли вы самостоятельно снять деньги, а также поинтересоваться у близких, не пользовались ли они вашей картой, особенно если речь идет о небольшой сумме денег.

В случае, если вы точно уверены, что самостоятельно деньги с карточки не снимали, И.Макеев рекомендует первым делом заблокировать карту по телефону службы поддержки банка, который расположен на оборотной стороне карточки, что закроет дальнейшую возможность доступа к ней мошенников. Затем обязательно обратиться в банк с заявлением для проведения разбирательства и перевыпуска карты (это дает возможность получить новый номер карточки и новый ПИН-код).

Источник: infobank.by