Как должен действовать руководитель, если компания попала в кризисную ситуацию?

Как должен действовать руководитель, если компания попала в кризисную ситуацию? Главное — не паниковать! Необдуманные решения, принятые под влиянием эмоций, вряд ли помогут обуздать навалившиеся проблемы. И если над благосостоянием компании нависла угроза, директору придется попробовать себя в роли антикризисного менеджера.

Необходимо действовать — и быстро. Что будет предпринято конкретно, во многом будет зависеть от ситуации в компании и причин, спровоцировавших кризис. Тем не менее есть универсальные правила, которые подходят всем без исключения.

Деньги вперед

С ужесточением условий кредитования и ростом процентных ставок просроченная дебиторская задолженность может обернуться серьезными проблемами для компании. Предприятиям, вынужденным в силу специфики рынка реализовывать свою продукцию с отсрочкой платежей, придется всерьез взяться за своих должников. Отсрочку платежа можно сохранить лишь тем, кто всегда погашал свои обязательства в срок.

Ничего лишнего

Даже если вы навели порядок в затратах с началом кризиса, в котором оказались, «отрезали» все что только было можно, теперь придется вести себя еще жестче. Другими словами, оставить только жизненно важные статьи расходов, обо всем остальном забыть.

Никаких инвестиций

Спасение бизнеса потребует немалых жертв, главной из которых будут амбициозные инвестиционные планы. Руководителю нужно быть готовым заморозить проекты, стадия готовности которых составляет менее 70-80 процентов.

Переговоры, и еще раз переговоры

Не откладывая в долгий ящик, начинайте переговоры с банками о рефинансировании или предоставлении дополнительных займов. Обсудите с банком все возможные варианты получения финансирования. Уделите особое внимание вопросам рефинансирования существующей задолженности.

Расстаться с активами

Акционерам компании придется смириться с неизбежным — радикальные меры станут неотъемлемой частью антикризисного плана. Не исключено, что для того, чтобы удержать бизнес на плаву, придется продать часть активов компании. Если это действительно необходимо, нельзя тянуть с принятием такого решения. Начинайте распродажи сразу. В таком случае, возможно, у вас будет время на поиски заинтересованного покупателя, а значит, реализовать активы удастся по более высокой цене.

Работа по пессимизму

Будущее сегодня выглядит довольно туманно, а потому директора, как правило, готовят три сценарных плана: «плохой», «очень плохой» и «просто ужасный».

О хорошем варианте лучше не думать, руководствуясь принципом: «Хочешь мира — готовься к войне». Следует просчитать, насколько велики шансы компании выжить при каждом из сценариев. Поэтому у руководителя всегда должен быть запасной вариант, так называемый план Б. Чтобы обеспечить успех компании в будущем, планирование денежных потоков в период кризиса должно основываться на самом пессимистичном сценарии.

Предстоит просмотреть все контракты, заключенные в последнее время. Это позволит выявить договоры, получение прибыли по которым предполагается в отдаленном будущем (условно работа на перспективу), а предварительные расходы компания несет уже сейчас. По таким сделкам все платежи логичнее приостановить и заморозить работу по данным направлениям».

Давление на поставщиков

Переговоры с поставщиками о продлении сроков оплаты лучше начинать заблаговременно, не дожидаясь первых просрочек. А четкое исполнение принятых на себя ранее обязательств станет главным козырем в переговорах о предоставлении дополнительных скидок.

Работа в команде

Есть мнение, что отправным пунктом антикризисной программы должно стать сокращение персонала. Однако это опасно. После череды увольнений моральный дух оставшихся сотрудников совсем ослабнет. У них появилась масса поводов для беспокойства, мешающих сосредоточиться на работе. Поэтому следует любым способом избежать массовых увольнений.

Кроме того, в условиях кризиса очень важна четкая коммуникация с персоналом. Основная задача — избежать паники и слухов. Сотрудникам нужно объяснять, что происходит в компании. У них должна быть уверенность в том, что менеджмент четко понимает, какие меры следует предпринять в сложившихся обстоятельствах, и, главное, у него есть план по выводу предприятия из кризиса.

По материалам бизнес-журнала «Финансовый директор», http://fd.ru/